аппарата, то начинайте звать его с очень близкого расстояния, прикрыв рот листом бумаги, чтобы малыш не ощущал вашего дыхания. Начинать говорить надо своим голосом разговорной громкости, а если ребенок не слышит вас, то немного усильте голос, но ни в коем случае не кричите! Когда ребенок повернется, тогда вы улыбаясь, повторите его имя, уже так, что бы он видел ваше лицо и слышал голос. Затем закройте свое лицо экраном или листом бумаги и еще раз произнесите имя ребенка.
Необходимо приучать малыша звать и всех членов семьи. Эту работу лучше проводить вдвоем: один взрослый отворачивается, а другой привлекая внимание ребенка, зовет «Мама! Мама!». Мама улыбаясь поворачивается «Ааа, что?». Также учиться звать папу, бабушку, дедушку, братишку, сестричку (по именам). Постепенно у малыша установиться связь между словом и определенным лицом, со временем побуждайте ребенка звать кого-нибудь вместе с вами (вы можете поднести микрофон ко рту ребенка).
Обучать малыша узнавать себя на фотографиях, а также лица своих близких родственников, прикладывая соответствующие фотографии к каждому из них (после трех лет подкладывать соответствующие таблички). Учитесь сличать фотографию с конкретным человеком.
Учите ребенка производить различные действия с разными предметами: держать ложку во время еды (если ребенок левша, пусть держит ложку левой рукой), участвовать в процессах одевания и раздевания, мылить руки, играть с разными игрушками. Лучше всего речь развивается в деятельности. Делайте все вместе, показывая, как и что, нужно делать, ведь дел-то уйма, рассказывайте о порядке действий, комментируя все-все. Даже, если что-то не получилось, говорите и об этом, гак ребенок научится быстрее понимать вашу речь. «Давай построим с тобой башенку. Вот кладем кубик на кубик. Теперь еще один кубик. Башня высокая. Дай кубик. Ой, посмотри, упала башня. Что упало? Башня. Все кубики упали».
Для развития речи нужно использовать каждый удобный случай. В режимных моментах и в быту (во время еды, процессы одевания, раздевания, купание, прогулка, игра) ваша речь должна повторяться, давая ребенку возможность выучивать наиболее часто повторяющиеся слова и фразы. Постепенно вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуры расстегивания, снимания, натягивания и т.д. Попробуйте немного спровоцировать Вашего малыша, предложить ему курточку, вывернутую наизнанку, застегнутую кофточку, посмотрите за реакцией, и не забудьте озвучивать все свои действия. Важные слова «хочу», «не хочу», «да», «нет», «еще» органично вписываются в развивающий речь процесс «Ты хочешь есть?», «Дать тебе еще?», «Ты хочешь спать?» и т.д.
Наблюдайте за своим ребенком. Объекты, привлекающие внимание малыша, очень хорошо запоминаются.
Например, идем на прогулку. Куда смотрит Ваш ребенок? Прежде всего малыши примечают то, что движется. Это автобус, человек, поезд. «Смотри Аня, машина едет. Вот она остановилась. Стоит. Где у машины колеса? Вот колеса. Снова поехала. Уехала машина.» Перед следующей прогулкой поговорите опять об этом «сейчас пойдем гулять и снова увидим машину (погладим собаку, посмотрим кота, покормим птиц). Если какой-то звук привлек внимание малыша на ваших глазах, не упустите момента. Например, залаяла собака: «Ты слышишь? Кто это? Это собака. Как она кричит? Ав-ав. Кто кричит Ав-ав?»
Сопровождайте словами все, что находится в поле зрения Вашего малыша. Если вы хотите побудить маленького ребенка что-то сделать, возьмите его ручки и покажите нужное действие. Только при этом не молчите:
«Давай помашем ручкой», помахали;
«Вытри рот салфеткой», вытерли и так далее.