Условный рефлекс. Выработка реакции на звук

Работа по развитию ребенка обязательно должна включать разработку правильной и адекватной реакции на характерные звуки
Выработка условной двигательной реакции на звук нужна, для того чтобы, точнее знать возможности своего ребенка, следить за состоянием слуха родителям дома, фиксируя расстояние, на котором ребенок без аппаратов ощущает звучание речи; это важно при подборе индивидуального слухового аппарата, позволяет уточнить состояние слуха ребенка, проверить правильность подобранного режима усиления, наконец, дает возможность наблюдать за состоянием слуха в динамике. Выработка рефлекса начинается с того, что взрослый садится за стол напротив ребенка, дает в руку ребенку, например, колечко от пирамидки (для поддержания интереса материал все время нужно менять, можно брать счетный материал, камешки, мозаику, желуди, каштаны и так далее).


Взрослый голосом разговорной громкости произносит ряд слогов: па-па-па, пу-пу-пу, пи-пи-пи и р-р-р, во время произнесения слогосочетаний взрослый рукой ребенка нанизывает колечко на пирамидку (бросает в банку, коробочку тот материал с которым в данный момент работаете) и так до тех пор, пока ребенок сам не будет действовать своей рукой в ответ на услышанное звучание голоса.

Поначалу лучше вкладывать в руку ребенка по одному предмету, в дальнейшем ребенок своей рукой должен брать из множества. Не надо от ребенка добиваться, чтобы он что-то произносил при этом, он должен отвечать на звуковой сигнал только определенным действием.

Когда ребенок научился четко реагировать на произнесенные взрослым слогосочетания слухо-зрительно, то есть смотреть на лицо взрослого, взрослый закрывается экраном или листом бумаги, скрыв всю нижнюю часть своего лица (ниже глаз) и начинает произносить слогосочетания уже за экраном, вырабатывая условно двигательную реакцию на слух.

Интервал при произнесении слогосочетании должен быть неодинаковый, нужно делать то короткие, то длинные паузы. Нельзя опускать экран по окончании произнесения слогосочетании или звуков, иначе ребенок начинает ориентироваться не на звук, а на этот внешний жест.

Условный рефлекс нужно систематически поддерживать. Включать постоянно в расписание занятий с ребенком.

Успех в работе по развитию слухового восприятия приходит не скоро. В связи с тем, что идет воздействие на поврежденный орган, а для этого требуется очень длительный период упорных систематических упражнений его сохранных участков. Ваш систематический труд постепенно приведет к тому, что ребенок начнет реагировать на некоторые звуковые сигналы. Это значит, что вы смогли «оживить» и заставить работать те сохранные участки слухового нерва, которые хотя и не погибли, но не действовали, потому что не получали извне никаких импульсов. Слуховая функция и слуховое восприятие вашего ребенка будут развиваться и дальше, если вы будете настойчивы и не прекратите вашей работы. Слух начнет играть все более важную роль в формировании речи ребенка, повысится интеллектуальное развитие, ребенок будет общительнее. Если такой работы не проводить, то будет обратный эффект - ребенок замкнется и потеряет даже то, что имел.

По вопросам консультаций напишите мне сообщение на электронную почту:

E-mail: krems.e@mail.ru


© Кремс Екатерина Владимировна

Все статьи опубликованные на сайте являются авторскими материалами Кремс Екатерины Владимировны.
Любое цитирование возможно только со ссылкой на источник.