Детский слуховой аппарат. Как правильно подобрать и пользоваться

Правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат - это основа для начала работы со слабослышащим ребенком.
Помочь малышу с нарушением слуха успешно развиваться должен обязательно слуховой аппарат. Чем раньше будет проведено исследование слуха, правильно подобран аппарат и начнется специальная коррекционно-подготовительная работа, тем успешнее будет развиваться ребенок. Исследования слуха при малейших подозрениях можно проводить практически с рождения. Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы анализируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга.

Подбирать ребенку слуховой аппарат должен специалист, на основе данных, полученных путем аудиометрического и педагогического обследования.

Для того чтобы, ребенок мог пользоваться своим слуховым аппаратом, ему необходимо заказать индивидуальные ушные вкладыши, которые позволяют использовать в полной мере все возможности слухового аппарата. Индивидуально изготовленный ушной вкладыш полностью повторяет контуры слухового прохода, обеспечивая герметичность, комфорт и надежную фиксацию вкладыша в ухе. За ним нужно внимательно следить: проверяйте каналы ушного вкладыша, чтобы не были забиты ушной серой, которая может ухудшить работу слухового аппарата.

Практически все дети, нуждающиеся в слухопротезировании имеют двухстороннее снижение слуха. Полноценная коррекция слуха может быть достигнута только при помощи приобретения двух слуховых аппаратов. Если провести аналогию со зрением, то всем понятно: чтобы улучшить зрение, необходима коррекция обоих глаз. То же самое относится и к слуху: полноценная коррекция слуха требует ношения двух слуховых аппаратов, без чего невозможен качественный анализ поступающей информации. Применение двух слуховых аппаратов вместо одного дает возможность лучше различать окружающие звуки, и, что особенно важно, разборчивость человеческой речи. Клинические исследования показали, что даже люди имеющие значительную разницу в снижении слуха на одном и другом ухе, при двухстороннем протезировании могут наслаждаться естественным балансом слуха. Кроме того, ношение двух слуховых аппаратов облегчает установление места источника звука, определение его направления. Эта способность называется локализацией и важна для всех — каждому важно знать откуда приближается транспорт, где находится зовущий нас человек, что происходит позади нас.

Для ребенка, у которого еще нет речи, или только начинает появляться некачественная речь, страдает произносительная ее сторона, необходимо приобретать либо аппарат заушенного типа, но с микрофоном, либо карманный аппарат, для того, чтобы ребенок мог слушать себя в течение дня, свой лепет, слова и фразы, а также для постановки звуков и голоса.

Ребенка нужно учить слушать. Для этого микрофон или карманный аппарат во время занятий должен постоянно перемещаться: когда говорите вы, аппарат находится у вашего рта. а когда говорит ребенок - около его рта, расстояние определяется в процессе занятий и общения с ребенком в разных ситуациях.

Приучать ребенка к наличию слухового аппарата надо постепенно, но настойчиво, начиная с нескольких минут, доводя до постоянного ношения. Слуховой аппарат - это протез, а ношению любого протеза надо обучать, сразу результата не бывает. Однако растягивать время приучения на длительный срок для ребенка вредно: из-за того, что ребенок не носит аппарат, звуковые раздражения не достигают сохранных участков слухового нерва, и он не возбуждается и не работает, и от этого постепенно атрофируется. Вся Ваша работа по развитию остатков слуха, по развитию речевого слуха, будет направлена на то, чтобы донести до ребенка тот или иной звуковой сигнал (музыкальный, бытовой, речевой) и научить ребенка отличать этот сигнал от других, научить связывать музыкальное звучание с соответствующим инструментом, а звучание слова с предметом или действием, которое оно обозначает. Отсюда - чем раньше удастся приучить ребенка к аппарату, тем успешнее будет идти работа по развитию речи.

Как правило, если слуховой аппарат хорошо подобран, ребенок очень скоро привыкает к нему и перестает его замечать. Однако, если ребенок отказывается его носить, значит аппарат может быть плохо настроен и ребенка раздражают слишком резкие и громкие звуки, неудачно изготовлен ушной вкладыш, вызывающий неприятное ощущение в ухе. Необходимо, как можно быстрее определить и устранить причину и для этого обратиться к специалисту.

Ребенок должен надевать слуховой аппарат сразу после того, как проснется утром, носить в течение всего дня, и снимать только вечером, ложась спать, но помнить аппарат боится влаги, (купаясь и принимая душ, аппарат, конечно, следует снимать). Это должно стать непреложным правилом и для ребенка, и для вас. Если ребенок будет носить аппарат от случая к случаю, он никогда не научится в полной мере использовать все его преимущества.

Слуховой аппарат нужно ежедневно проверять, чтобы работал. Если вы берете аппарат в руки, держите его над мягкой поверхностью, чтобы не повредить его, если уроните. Нив коем случае не подвергайте Ваш аппарат излишнему нагреву и не подвергайте его воздействию повышенной влажности - т.е. бани, душа или сильного дождя. Используйте специальные приспособления для удаления влаги, попавшей вовнутрь. В инструкции, обязательно прилагаемой к аппарату Вы сможете прочитать правила обращения с конкретным аппаратом.

В случаях, когда у вас нет возможности надеть ребенку слуховой аппарат из-за болезни, на пляже, в бассейне, в метро и т.д., то говорить с ребенком около уха, не кричать. После трех лет подкреплять письменной формой общения, табличками.

Даже, когда ребенок пользуется слуховым аппаратом постоянно, Ваша задача уделять специальное время для тренировки слуха без аппарата. Развивать надо оба ушка ребенка, поэтому, если утром слушали правым, то вечером левым ушком.

По вопросам консультаций напишите мне сообщение на электронную почту:

E-mail: krems.e@mail.ru


© Кремс Екатерина Владимировна

Все статьи опубликованные на сайте являются авторскими материалами Кремс Екатерины Владимировны.
Любое цитирование возможно только со ссылкой на источник.