Основными принципами при обучении маленького ребенка будут: «Делай как я» и «Дай такой же». Так на подражании основано формирование устной речи, произносительной ее стороны, занятия фонетической ритмикой и постановка звуков.
1. Учите ребенка подражать крупным движениям рук, ног и головы.
Поднимать руки вверх, разводить в стороны, прятать за спину, хлопать в ладоши, ходить на месте, делать шаги вперед, назад, в сторону, топать попеременно то одной, то другой ногой, шагать, маршировать, воспроизводить поклоны головы к плечам, вправо, влево, вниз и т.д.
Обучайте имитировать движения животных: «летим как птичка, «летим как самолет», «прыгаем как зайка», «топаем как мишка».
2. Учите ребенка подражать мелким движениям рук.
Находясь напротив ребенка, вы сжимаете и разжимаете кулаки несколько раз. Учите отводить по очереди большие пальчики вверх, затем указательные. Побольше играйте в разнообразные пальчиковые игры. Ребенок подражать каждому вашему движению отдельно. Если упражнения у детей вызывают трудности, то помогайте ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
3. Учите ребенка подражать движениям рта и языка.
Лучше всего эти упражнения проводить перед зеркалом. Сначала вы вместе с малышом учитесь открывать—закрывать рот, надувать щеки, облизывать губы, делать разные болтушки. Вы можете показывать, как дышит собака, когда ей жарко, как кошка лакает молоко, как двигается маятник часов (язычок вправо—влево). Побольше высовывайте язык, стройте рожицы.
Учите цокать язычком, как лошадка. чмокать, присасывать язык к небу;
Учите сплевывать ниточку, бумажку;
Учите целенаправленно дуть на кораблик из бумаги, на ватку, на шарик.
4. Учить ребенка по подражанию действовать в быту: стирать, вытирать пыль, убираться в квартире, умываться, лепить, рвать бумагу и т.д
Обучайте ребенка сличать одинаковые игрушки. Это могут быть даже детали от сломанных игрушек, парные колесики, палочки, крышечки. Материал должен быть подобран заранее и сложен в отдельный мешочек. Ищите в окружающей обстановке любые парные предметы. Обучайте сличать парные картинки. Здесь вы можете использовать готовое парное лото.
Обучайте ребенка сличать объемные предметы с плоскостными. На глазах у ребенка вы лепите и рисуете предметы из окружающей обстановки: чашки, ложки, коробки, сушки, цветы, игрушки, кубики, мячи, машины и так далее.
Работа по обучению ребенка всем видам деятельности начинается с умения ребенка дать «такой же» или показать «такой же».
Ребенка до трех лет можно обучать сличить парные таблички (дубликаты). Например:
РЫБА РЫБА
ДОМ ДОМ
МАШИНА МАШИНА