Игра поощряет детей мыслить, следовательно, способствует развитию речи. Это деятельность, которая требует разнообразных умственных и физических способностей ребенка. Игрушки помогают развивать у детей органы чувств, тренируют координацию движений, оказывают влияние на духовное развитие.
Главный принцип игры — играть вместе с ребенком, развивая его кругозор. Как можно раньше постарайтесь научить своего ребенка кормить куклу, раздевать ее, укладывать спать; нагружать и разгружать грузовик, перевозить на нем кубики с одного места на другое. Но это еще не сюжетная игра. Это воспроизведение отдельных действий. Затем ребенок учиться воспроизводить «цепочку действий», которая является подготовительным этапом к развитию сюжетной игры. Сюжет отличается от такой «ниточки» тем, что в нем отсутствует цикличность, он имеет четко выраженные начало и конец. Ребенок сначала кормит куклу. затем раздевает ее, купает, укладывает спать, но потом одевает, ведет гулять и т.д.
Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы. Хорошо бы стимулировать эмоции.
Если вы «лечите» мишку, то он хочет «поплакать», если зайка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».
Очень хороша игра «гости пришли», когда игрушки приходят в гости. Здесь можно каждого по-своему накормить, обеспечить всем необходимым, кому что нужно, кто что ест, где спит, что делает.
Вообще очень полезно интересоваться, кто что делает, а не только «где что?» и «где кто?». Побольше глаголов хороших и разных. Старайтесь оттачивать разные стороны речи ребенка. Например, вы хотите закрепить понятия «большой —маленький», а заодно снабдить малыша знаниями о животных и их детенышах. Запаситесь игрушками: маленькими и большими собаками, кошками, зайцами. И начните играть:
«Где кошка, а где котенок? Котенок маленький, а кошка какая? Кто у кошки малыш?». Возможны разные варианты игры.
Игра — неисчерпаемый источник развития детского воображения. Использование в игре предметов «заместителей» позволит ребенку в дальнейшем использовать при решении жизненных задач «заместители» другого типа. Умение брать на себя роли других людей поможет понимать смысл чужих поступков, ориентироваться в окружающей действительности.
Но все это не придет само по себе. Ребенок, лишенный общения, не научится играть. Родителям всегда необходимо помнить, что решающая роль в детских играх остается за ними. Прежде всего, родители сами выбирают детям игрушки и оценивают их полезность для своего ребенка. Помните: у ребенка не должно быть слишком много игрушек! Многие из нас имеют дома гигантский ящик, доверху набитый игрушками, к которым ребенок уже потерял интерес, хотя бы потому, что он никак не может решить, какую же из них ему следует взять в руки в данный момент.
Для игровых занятий с ребенком вам понадобятся наборы игрушек. Для того, чтобы вашему ребенку было интересно с вами играть, игрушки для занятий должны убираться в отдельное место, а для свободной игры предлагаются другие Игрушки, которые часто используются в занятиях, полезно иметь в нескольких экземплярах, например: 4 — 5 разных собачек, 5 — 6 картинок с изображением разных собак и т.п. Если с игрушками проблемы, нас всегда выручат картинки, Многие лото можете купить в магазинах и совсем не обязательно использовать игру абсолютно так, как это рекомендовано в аннотации. Можно просто показывать ребенку картинки. Причем подойдут и разные лото, предназначенные для изучения иностранных языков, так как понадобятся не только предметы, но и картинки, на которых предметы действуют, а также сюжетные картинки.
Лучше приготовьте естественные, красочно оформленные, узнаваемые картинки. Постарайтесь избежать сюрреализма или живописи в стиле модерн, поскольку они вызывают разные противоречивые ассоциации.
Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку и говорите: «Посмотри Аня, вот лягушка. Лягушка квакает: ква-ква. Покажи мне лягушку». Если дело не идет поначалу, то возьмите руку ребенка и покажите ею на лягушку. Чтобы ребенку было интереснее, вы можете вместе попрыгать как лягушка, поквакать.
Картинки способствуют усвоению ребенком не только названий предметов, но и действий, глаголов. На каждое действие (или каждый глагол) следует подобрать не одну, а как можно больше и учить ребенка поначалу показывать это действие, и только тогда вводить слова. Картинка удобна еще и тем, что с ее помощью мы можем ввести обозначение величины, формы, цвета, состояния: Посмотри, вот большой дом, а это маленький дом. Покажи маленький дом. Это какой дом?»; «Видишь кошка сидит. А что кошка делает? А это умывается. Покажи, как умывается'? Что она делает?»
В работе вам очень поможет книга «Русский язык в картинках» или «Русская речь в картинка» (Москва, «Просвещение», 1989). Хотя она и предназначена для детей, изучающих русский язык в национальных школах, построена она так, что ее можно использовать для развития речи маленьких детей. В книге множество прекрасных картинок, рассказов в картинках, множество вопросов, иллюстрированных картинками.
Для самых маленьких детей в книге должно быть максимальное количество картинок и минимум текста. Самые первые детские книжки должны содержать ясные, однозначные рисунки. Обилие деталей может смутить малыша, затруднить для него узнавание знакомых предметов.
Покупайте обязательно детские энциклопедии, типа «Мои первые слова», издательство «РОСМЭН», «Моя первая энциклопедия», «Моя первая книжка». Книги нужно покупать для расширения кругозора ребенка.